Какую профессию выбрать ребенку?



Какую профессию выбрать ребенку?

Великий композитор и музыкант Вольфганг Амадей Моцарт в возрасте 5 лет уже сочинял и самостоятельно исполнял небольшие музыкальные произведения. Александр Блок, вспоминая свое детство, писал, что с 5 лет в голове его постоянно пробегали «лирические волны», именно в этом возрасте он пишет свои первые стихи.

Чарльз Дарвин с детства любил наблюдать за животными. Всемирно известный модельер Джанни Версаче уже в детстве шил из лоскутков ткани кукол, а в 9 лет изготовил свое первое вечернее платье.

В этих конкретных случаях можно говорить о безусловном врожденном таланте. Однако, скорее всего, он бы так и не реализовался, если бы родители всех этих великих людей не способствовали его развитию.

Вот поэтому чем раньше родные люди смогут определить способности своего ребенка, тем больше шансов их успешно реализовать в дальнейшем.

Вопрос в том, как же это сделать? Конечно, здорово, если ребенок с 5 лет сочиняет музыку, как Моцарт, — тут все понятно. А если талант малыша не лежит на поверхности? Разговор с ребенком о том, что ему нравится делать, а что нет, — мало что даст, поскольку в этом возрасте интересы только начинают формироваться.

Тестирование с помощью рисунков или простых заданий может подсказать ответы только на общие вопросы: технарь — гуманитарий, общительный — замкнутый, активный — пассивный... Это в какой-то степени ориентирует в выборе профессии, но только в общих чертах. А вот реально подобрать профессию ребенку уже в возрасте 5–6 лет поможет замечательная наука под названием соционика.

Теория, практика

Все мы прекрасно знаем — ребенок ребенку рознь. Одни постоянно находится в движении, другой — может подолгу возиться с машинкой, третий — уже в пятилетнем возрасте пытается командовать... Соционика предлагает целую систему, с ее помощью родители смогут определить психотип своего ребенка и подобрать ему подходящее занятие.

Основатель соционики — швейцарский ученый К. Юнг — в ходе своих исследований пришел к выводу, что все люди делятся на 16 основных психотипов. И каждый из них с самого рождения по-своему считывает информацию из внешнего мира, что делает его сильным в одних видах деятельности и слабым в других.

Чтобы определить психотип вашего ребенка, нужно разобраться: интроверт он или экстраверт, логик или этик, сенсорик или интуит, рационал или иррационал? Для этого ознакомьтесь с ними поближе. И делайте выводы. Удачи!

Интроверт/экстраверт

Такие качества, как интроверсия и экстраверсия определяют способности малыша к взаимодействию с окружающими. Ребенка-экстраверта постоянно привлекает все новое. Он очень быстро осваивает пространство, любит общение, его не смущают незнакомые люди и шумные компании.

Ребенок-интроверт, наоборот, предпочитает уединение, сосредоточенность на каком-то одном занятии. Он может долго играть с одной игрушкой, не испытывая при этом ни малейшего дискомфорта. Если вы спросите кроху: «Расскажи, как ты отдыхал летом?» — экстраверт начнет описывать объективно: море, горы, пляж, санаторий... Интроверт будет говорить об этом через свои переживания: «Мне понравилось, что...» и т.д.

Игровой практикум

Поиграйте с ребенком в «гостей». Экстраверт скорее выберет роль приглашенного, а интроверт предпочтет принимать гостей у себя дома. Предложите малышу позвать в гости свои игрушки. Ребенок-экстраверт соберет огромную компанию плюшевых друзей, в то время как малыш-интроверт ограничиться парой любимых игрушек.

Спросите, чем малыш будет заниматься с гостями. Экстраверт предложит побеседовать, придумает забавы. Интроверт для гостей выберет развлечения, которые не будут нарушать его личное пространство, — например, посмотреть мультфильм или порисовать.

Логик/этик

Понятия «логика», «этика» указывают на особенности мышления ребенка. Малыши-логики с детства чувствуют причинно-следственные связи. Они внимательны к деталям — быстро учатся собирать пирамидки и пазлы, могут додуматься до принципа умножения и деления.

Например, пересчитав два ряда пуговиц на пиджаке, догадаться, что два ряда по пять — это то же число 10, которое получится, если просто пересчитать пуговицы. Деткам-этикам более важны эмоции — они, как локаторы, улавливают настроение взрослых, начинают сопереживать им.

Если ребенок-логик будет внимательно наблюдать за расплакавшимся малышом, то ребенок-этик, скорее всего, и сам расплачется. Ребенок-этик, пожалев бездомного щенка, будет упрашивать маму взять его домой.

Игровой практикум

Поиграйте с чадом в «больницу». Какую роль предпочитает ребенок — врача (логик) или пациента (этик)? Как он будет лечить — «выписывать лекарства» и «назначать процедуры» (логик или расспрашивать о самочувствии пациента и жалеть (этик)?

Малыш-логик начнет делать уколы, а ребенок-этик постарается избежать таких процедур. Однако именно этики становятся лучшими врачами — умение сопереживать чужому горю делает их хорошими терапевтами и педиатрами.

Сенсорик/интуит

Соотношение качеств сенсорика-интуиция связано с восприятием информации пространства (сенсорика) и времени (интуиция). Малыши-сенсорики рано начинают пользоваться ложкой. Пытаются с помощью пульта включить телевизор, а телефон прикладывают к уху. Эти дети солидны и неторопливы.

В комнате у них порядок. В садике они подолгу одеваются и раздеваются, тщательно раскладывают свои вещи в шкафчике. Интуиты обычно худенькие, подвижные, с детства отличаются умением находить нестандартные решения, легко приспосабливаются к новой обстановке.

При этом, увлекшись делом, малыш-интуит может просто заснуть от усталости там же, где играл. Интуитов сложно уложить спать в определенное время — они живут как бы по своему хронометру. В их комнате царит творческий беспорядок.

Игровой практикум

Поиграйте с малышом в «магазин». Расположившись на кухне, предложите ребенку выбрать любимый овощ или фрукт из нескольких.

Сенсорик осмотрит предмет со всех сторон, потрогает каждый, может даже понюхать, спросит — мытые ли они. Интуит, скорее всего, возьмет первый попавшийся фрукт. А если и будет выбирать, то не по внешним признакам, а по своим внутренним ассоциациям — например, потому, что у него любимый цвет — зеленый...


Рационал/иррационал

У малыша-рационала все должно быть спланировано заранее и выполняться четко по плану. Его нужно заранее предупреждать о возможных поездках, походах к врачу и т.д. Непредвиденные ситуации выбивают такого ребенка из колеи.

Ему лучше закончить одно дело и только потом приниматься за следующее — по порядку. Иррационалы, напротив, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям. Про таких детей обычно говорят: «У него семь пятниц на одной неделе». Им нужна свобода действий и свобода выбора — излишняя организованность плохо отражается на малышах-иррационалах. Они могут делать несколько дел одновременно и быстро переключаться.

Игровой практикум

Поиграйте в «уборку». Для этого вам понадобятся веник, совок для мусора, ведро, тряпка для пыли, игрушечная гладильная доска и детский утюг. Скажите, что скоро придут гости-игрушки и нужно быстро навести порядок. Ребенок-рационал будет действовать по порядку — подмел, погладил, вытер пыль.

А вот иррационал будет хаотично хвататься то за одно дело, то за другое, может неожиданно бросить начатое, переключить свое внимание на что-то другое, а затем вернуться к недоделанному. При этом результат уборки может оказаться успешным и в том, и в другом случае.

По материалам www.niknews.mk.ua