Как сохранить зрение ребенка



Как сохранить зрение ребенка

В современном мире принято считать, что причиной близорукости являются три фактора. Первый — работа на близком расстоянии к предмету. С детских лет нам известно, что расстояние между нами и, например, книгой, не должно быть меньше 30–40 сантиметров. Второй — предрасположенность, то есть болезнь, переданная от бабушек и дедушек, мам и пап по наследству. Третьим фактором считается ослабление биомеханических свойств наружной оболочки глазного яблока и ее растяжение под влиянием внутреннего давления. Попробуем во всем этом разобраться...

Причин такого положения вещей может быть приведено масса, а ведь одной из главных является, казалось бы, самая простая, то есть та, которую проще всего устранить — отсутствие ежедневных прогулок на свежем воздухе у наших детей. Да, действительно, сейчас дети погружены с головой в решение учебных задач, у них на повестке дня кружки и уроки допоздна. Давно ли вы видели детей, гуляющих во дворе дружной командой? Да, видимо, это было в нашем детстве. Сейчас, беспокоясь о безопасности ребенка, мы не выпустим его во двор погулять с Машей и Петей. Скорее, в свободное от учебы время ребенок будет смотреть телевизор или играть на компьютере. Да, это безопасно в том смысле, что ребенка никто не украдет. Но полезно ли такое проведение свободного времени для здоровья малыша? Конечно, нет.

Каждому ребенку необходимо 2–3 часа ежедневно находиться на открытом воздухе. Обратное ведет в том числе к ухудшению зрения. Наше с вами дело — противостоять такому положению вещей. Необходимо научиться самим и научить своих детей беречь зрение.

Есть несколько правил, о которых вам сможет рассказать каждый офтальмолог. Они просты, но очень важны. Давайте запомним их:

1. При работе (над уроками), чтении, рисовании необходимо соблюдать дистанцию 40 см до предмета (книги, тетради, альбома). Для того чтобы ребенку было удобно соблюдать такое правило, обеспечьте его удобным столом и стулом, которые будут соответствовать росту ребенка.

2. Телевизор должен быть на расстоянии не менее 3 метров от ребенка, кроме того, просмотр не должен длиться более 1 часа. В идеале — 30–40 минут.

3. Освещение и положение. Освещение всегда должно быть равномерным и достаточным. В вечернее время пользуйтесь настольными лампами, но не слишком яркими (60 ватт). Свет должен падать с левой стороны (если ребенок правша). Не стоит допускать, чтобы ребенок читал лежа или полулежа. Чтение стоя (например, во время поездки), также не принесет ничего, кроме вреда.

4. Если ваш ребенок — ученик начальных классов, помните, что он еще мал и не готов к длительным подготовкам домашних заданий. Дайте ему «на уроки» 1,5–2 часа, делайте каждые 30 минут перерыв, пусть ребенок съест яблоко, расскажет вам о своем дне в школе. Переключите его внимание, ребенку необходим отдых. В более старших классах продолжительность занятий может возрастать до 4-х часов, но это не отменяет правило «перемены».

5. И, конечно, свежий воздух. Гулять, гулять и еще раз гулять. Никакие уроки и полученные знания не заменят детям прогулок в компании детворы. Наши дети постоянно находятся в окружении взрослых, им приходится жить нашими делами, нашими проблемами. А как же детство?

Конечно, желание родителей дать детям хорошее образование и тем самым, казалось бы, приспособить, устроить их в жизни — это благо. Но, стремясь идти в ногу со временем, мы порой возлагаем на детей непосильную ношу — современное образование требует обязательного изучения иностранных языков, многочасового пребывания за компьютером, прочтения большого объема литературы и так далее. Это очень хорошо, но в таком нелегком труде детям необходима наша активная помощь.

Профилактика

Всегда наблюдайте за ребенком. Если ребенок прищуривается, отказывается рассматривать предметы, расположенные вне прямой досягаемости — это можно считать сигналом. Кроме того, быстрая утомляемость, резь, покраснения в глазах должны давать вам повод срочного обращения к окулисту. Помните, что при первых звоночках процесс еще можно остановить, он даже может быть обратимым. На последующих стадиях у нас остается все меньше возможности помочь малышу иметь безупречное зрение. Перед началом учебного года и по его окончании посещайте офтальмолога, это позволит вам своевременно узнать о той или иной проблеме и незамедлительно прибегнуть к помощи специалиста.

Здоровое питание

В ежедневном рационе обязательно необходимы: морковь, сметана, картофель, капуста, лук. Эти овощи благоприятно влияют на зрение. Также полезно будет регулярно употреблять в пищу укроп, курагу и чернику. Ребенку нужна пища, богатая витаминами, белками, жирами и углеводами.

Если ваш ребенок имеет некоторые проблемы со зрением, вам необходимо постоянно быть начеку. Постарайтесь привлечь внимание учителя к вашей ситуации.

- Ваш ребенок должен сидеть на первых партах, иначе из-за плохого зрения успеваемость снизится (не успел записать, не разглядел, неправильно списал с доски и так далее).

- Обратите внимание классного руководителя на освещение. Если оно недостаточно яркое или, наоборот, слишком сильно раздражает глаза, выберите для своего ребенка более подходящее место. Не стесняйтесь быть настойчивыми и требовательными в таких вопросах. Это не каприз, а необходимость.

- Попросите учителя напоминать маленькому непоседе, что нужно надеть очки. Дети частенько забывают или намеренно не хотят вспоминать об этом.

Упражнения

Существует множество литературы, в которой приведены упражнения для профилактики потери и укрепления зрения. Все эти упражнения настолько просты, что при правильном подходе малыш запомнит их и будет выполнять каждую удобную минутку.

Все нижеследующие упражнения можно выполнять во время перемены в школе или во время подготовки домашнего задания дома.

1. Сидя за партой или столом, попросите малыша откинуться на спинку стула, затем последовательно закрывать глаза, зажмуривать, открывать. Повторить упражнение следует 4 раза.

2. В положении сидя положить руки на пояс. Повернуть голову направо и посмотреть на свой правый локоть, то же с левой рукой. Повторить 5 раз.

3. В положении сидя посмотреть на доску в течение 2–3 секунд (сосчитать про себя до трех), на расстоянии 15–20 сантиметров поднять палец и задержать на нем взгляд в течение 4–5 секунд. Затем опустить руку. Упражнение повторить 5–6 раз.

4. В положении сидя поднять руки перед собой. Поднимая руки вверх, следить глазами за движением (смотреть на кончики пальцев, не поднимая головы). Повторить 4–5 раз.

5. На оконном стекле нарисовать светлую метку или прикрепить листочек бумаги (диаметр 2–3 мм). Переводить взгляд с метки на какое-либо здание, находящееся на той же линии. Расстояние до окна должно составлять не менее 30–40 мм. Упражнение рекомендуется повторять дважды в день по 5 минут.

6. Попросите ребенка крепко зажмурить глазки, досчитайте вместе с ним до 5, затем откройте глазки и снова досчитайте вслух до 5. Повторите 7–8 раз.

7. Закрыть глаза и круговыми движениями сделать легкий массаж кончиками пальцев в течение 1–2 минут.

8. Попросить малыша нажать на закрытые глазки тремя пальчиками каждой руки одновременно. Досчитайте вслух до двух, снимите пальчики с глаз. Проследите, чтобы давление не было излишним. Повторить 5 раз.

9. Очень полезно для глаз рисовать фигуры в воздухе. Принимаем удобное положение (садитесь напротив ребенка, чтобы у вас была возможность наблюдать за корректным выполнением упражнения). В расслабленном состоянии, без малейшего напряжения пытаемся нарисовать в воздухе различные фигуры.

После каждого упражнения попросите малыша поморгать.

По материалам www.mobus.com