Школьные каникулы с толком



Школьные каникулы с толком

Вот и начались зимние каникулы в школах. Конечно, все родители хотели бы, чтобы их дети провели это время с максимальной пользой. Но как его правильно распределить и организовать — чтобы ребята успели и вволю порезвиться на елках и катках, и хвосты подтянуть, — если, конечно, таковые за ними водятся. Особенно важно здесь не переборщить с нагрузкой для ребятишек из начальных классов, подход к которым должен строиться по науке. Поэтому мы обратились за практическими рекомендациями к специалистам в данной области — педагогам и психологам.

ЧТЕНИЕ. Читать во время каникул, конечно, надо, но только то, что интересно ребенку. Если чтение будет в виде обязательного задания, это будет вызывать отторжение с его стороны. Еще лучше съездить вместе с сыном или дочкой в книжный магазин и дать ему возможность самому выбрать интересную книжку. Если это 1–2-й класс, и вы знаете, что ребенок побаивается чтения, лучше, чтобы на страницах были большие картинки и немного текста.

Чтобы увлечь ребенка процессом, вначале почитайте ему вслух, даже четверокласснику или пятикласснику. А потом на каком-то интересном моменте скажите, что вам пора переворачивать картошку на сковородке, поэтому пока он может почитать сам. И так читать по очереди, сменяя его, когда устанет. Можно слегка «поторговаться», предложив малышу сделку (конечно, так, чтобы она оказалась в его пользу). Например, договориться, что вот этот небольшой кусочек он прочтет вам, а следующий, большой, — вы ему. Если же привлечь к чтению никак не удается, можно покупать книжки на аудиодисках или смотреть по ним мультики и только потом вернуться к книжке.

Очень важно обсуждать и пересказывать все прочитанное. Тогда убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок будет чувствовать, что вам тоже интересно, это будет его стимулировать. Дайте понять, что вы что-то не поняли, и попросите его пояснить эту часть. И во-вторых, при пересказывании хорошо развивается речь.

А вот включать секундомер для подсчета скорочтения категорически не рекомендуется. Просто замечайте результат про себя, визуально. Опытные педагоги знают, что чемпионы чтения часто пробегают текст механически, не улавливая смысла. Те же, кто читает вдвое медленнее, хорошо схватывают смысл. Понятно, что лучше второе. Хорошо работает также принцип многократного прочтения одного и того же текста за одинаковое время (до сигнала «Стоп!»). После каждого раза помечайте карандашом, куда он дошел, и тогда будет наглядно виден прогресс, который надо отметить и порадоваться вместе с ним.

Хочется предостеречь особо строгих родителей — ни в коем случае не используйте чтение как наказание. Это напрочь отбивает у ребенка всякое желание, и потом из этого состояния бывает очень трудно вывести. Помните также, что никакими хитростями и увещеваниями вы не привьете привычку к чтению, если в доме никто не читает.

СЧЕТ. Любые знания для ребенка младших классов поступают через игру, поэтому наша задача придумывать игры с математическим уклоном, изображая поиск клада или сооружение домашнего кулинарного шедевра. (Но не моделировать дом или школу, от которой он должен отдохнуть). Ведь в любой такой игре надо, скажем, посчитать шаги до места, где лежит клад, либо счесть и поделить между гостями налепленные пельмени или фирменный торт. При этом постоянно обращаться к ребенку за помощью, и тогда это не будет вызывать у него сопротивления.

Если проблемы с устным счетом в 1–2 классе, придется поработать над темой состава числа. Для этого расклейте по всей квартире на самых видных местах листочки с примерами. Причем, сначала пишите примеры с ответами, через пару дней замените их на просто примеры, а еще через пару — примеры по составу числа. Тот же прием применяется и для заучивания таблицы умножения. Тогда на листке пишутся примеры умножения, постепенно увеличивая их количество от одного до десяти. Этот способ особенно эффективен для детей-визуалов, которые лучше воспринимают информацию зрительно. Если ваш ребенок аудиал, ему надо не только видеть, а еще и слышать. В таком случае надо проговаривать примеры устно, а лучше — пропевать. А есть дети, которым чтобы запомнить таблицу умножения, нужно что-то делать руками в игровой форме, например, считать орехи или карандаши, чтобы они могли представлять процесс образно.

ГРАМОТА. А вот письмом ребенка лучше не напрягать. Если даже такая проблема существует, то за две недели ничего не исправить. Вместо нудных палочек и галочек, от которых малыш вряд будет в восторге, займитесь с ним лепкой. Считается, что вместе с мелкой моторикой рук они параллельно развивают и речевые навыки, поскольку отвечающие за них центры мозга находятся рядом. Для таких упражнений очень удобно специальное соленое тесто простой рецептуры: стакан муки, стакан соли и полстакана воды. Оно идеально пластичное и долго не загустевает, благодаря чему можно лепить даже очень мелкие детали. Дети с удовольствием возьмутся лепить овощи-фрукты или фигурки зверей. А потом при желании их можно подсушить в духовке и разукрасить.

Если ребенок постарше и не любит диктанты, их можно писать палочками на снегу, это гораздо интереснее.

ЛОГИКА. Для тренировки логических навыков хорошо играть в устные игры прямо на прогулке. Кроме старых добрых городов, есть также игры на обобщение, на выделение лишнего или на выстраивание забавной логической цепочки. Так, в игре на обобщение надо назвать 5 предметов, объединенных каким-то общим признаком: например, марки автомобилей, породы собак или предметы мебели. А на выделение лишнего — ряд из 5 предметов, из которого надо выделить предмет, выпадающий из ряда по какому-то признаку. В процессе игры старайтесь подыграть ребенку, сделав вид, что что-то забыли, и поблагодарить его, когда он поможет припомнить нужное слово. Отлично развивают логику шахматы, шашки, «Монополия», такие подвижные игры, как «Твистер», «Лепешка».

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

Наберитесь побольше терпения, поставив себя на место ребенка. Если ему сложно справиться с заданием, не показывайте досады и не торопитесь говорить готовый ответ. Лучше помогите ему посчитать пример разными способами. Конечно, это займет больше времени, но и принесет гораздо больше пользы. Обязательно хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи, подчеркивайте, что вы рады, что сегодня у него получилось чуточку лучше, чем вчера. Не переводите занятия на материальные стимулы. Во время каникул дети должны больше двигаться, общаться между собой, потому что самое главное — здоровье.

МНЕНИЕ

Ирина Стратилат, учитель младших классов: «Самая распространенная ошибка родителей — ругать детей за ошибки и низкие отметки и не замечать пусть небольших, но их личных достижений. Помните, что ваш ребенок — уникальная личность, и не надо пытаться подгонять его под какие-то стандарты и требовать от него осуществления своих нереализованных возможностей. Ведь один талантлив в решении задач, другой в рисовании, а третий просто талантливо портит нервы. Подчеркивайте именно его успехи и никогда не сравнивайте его с другими детьми. Это унижает личность и развивает комплексы, от которых потом очень трудно избавляться. А надо только показывать личный прогресс ребенка по сравнению с предыдущими достижениями».

Светлана Ройз, семейный психолог: «На приемах у психологов дети часто говорят: «Я им нужен только чтобы похвастаться мной перед другими людьми». Или: «Им нужно только чтобы я их не трогал». Поэтому максимально используйте время зимних каникул, на которое приходится много семейных праздников, и у взрослых тоже много выходных, для того, чтобы восполнить дефицит общения и наладить контакт с ребенком, дать ему ощущение своей нужности и значимости.

В свою очередь у ребят младших классов к концу второй четверти накапливается такая усталость, что они уже не справляются с эмоциональной и физической нагрузкой. Поэтому на каникулах ребенок должен отдыхать. Но желательно, чтобы он полностью не выбивался из рабочего ритма, чему помогут дозированные занятия — не более чем по 15–20 мин. с перерывами на беготню, но не у телевизора».

Екатерина Гольцберг, психолог: «Каникулы существуют для того, чтобы дети отдыхали. И попытки педагогов загрузить их в это время учебой, а родителей — выполнить эти задания — не поддерживаю. Ведь, получив задание на каникулы, ребенок будет постоянно испытывать чувство тревожности из-за того, что он еще не выполнил какое-то задание, а дотянул до последнего дня (а чаще всего за новогодней кутерьмой именно так и бывает). Тогда и в школу он пойдет не отдохнувшим, а с чувством вины, и в учебу включится без особой охоты. Это все равно, что продолжать работать во время отпуска».

По материалам president.org.ua