Отличники в школе — неудачники в жизни?



21.02.2008

Наверное, нет такого человека, которого родители не пугали бы в детстве фразой «Будешь плохо учиться — станешь дворником». Однако, как показывает практика, далеко не всегда хорошая учеба становится залогом успешной жизни. Как примеры — бизнесмен Ринат Ахметов, певица Алла Пугачева, поэт Осип Мандельштам, ученый Альберт Эйнштейн... Все они в школьной науке «звезд с неба не хватали», зато в своем деле каждый реализовал себя на 100 %.

Пока троечники постигают практику, «всезнайки» грызут гранит теории

Когда горе бывает от ума

- Учителя уважают отличников, — говорит Татьяна, учительница одной из луганских школ. — Они ответственны, на них всегда можно положиться. Но с ними не так интересно, как с троечниками и хорошистами, от которых никогда не знаешь, чего ожидать. К тому же они, как правило, скованы в общении.

Это замечание сделано «не в бровь, а в глаз». Действительно, среди отличников много «зубрилок», которые работают на оценку. Но жизнь — это не школа, и кроме умения 

"зубрить", в жизни важно умение общаться, находить нестандартные решения, быстро решать задачи.

- В моей группе есть несколько претендентов на красный диплом, — рассказывает студент 3 курса Евгений. — У них всегда можно взять конспекты лекций, и когда группа не подготовлена, они становятся палочками-выручалочками для всех.

Евгений подрабатывает со 2 курса, поэтому часто пропускает занятия в университете. На вопрос «работает ли кто-то из будущих краснодипломщиков», Евгений отвечает отрицательно. — Они же — гордость факультета, им некогда, — обосновал студент.

Евгений, сам того не ведая, показал главный недостаток отличников — пока другие постигают жизнь на практике, «всезнайки» грызут гранит теории. Без теоретических знаний, конечно, никуда, но и их надо подкреплять жизненным опытом.

В то же время, для многих работодателей цвет диплома (синий или красный) роли не играет.

- Смотреть на оценки в дипломе? — фыркают работодатели. — Что нам, больше делать нечего? Мы смотрим на работу человека, и ставим свою оценку. Если человек работает на «5» и «4» — он у нас остается. Если на «2» — скатертью дорога.

Творческий подход вместо знаний

Впрочем, не лучше складываются дела и у двоечников. На всю жизнь они остаются заложниками чужого мнения. — Из тебя ничего не выйдет, — говорят учителя и родители, и двоечники начинают в это верить.

Троечники и хорошисты — это так называемая «золотая середина». В отличие от закомплексованных двоечников и отличников, они напрочь лишены каких-либо духовных терзаний. Зачастую они учат только то, что им нравится, поэтому не «вписываются» в многогранную школьную программу. Из-за этого их аттестаты и дипломы пестрят низкими оценками. Зато там, где требуется быстрая сообразительность и смекалка, жизненная хватка и творческий подход, середнячки могут обогнать отличников.

Многие знаменитости выросли как раз из середнячков. Так, учителя отмечали высокие умственные способности Эйнштейна. Но из-за природной рассеянности Эйнштейн не мог запомнить некоторых элементарных вещей. До конца своей жизни он пользовался шпаргалкой с таблицей умножения. Это не помешало ему сделать великие открытия, и увековечить свое имя, в отличие от современников.

Комментарий психолога

Лариса Петренко, психолог, бизнес-тренер, Центр психологии и психоанализа «Диалог»:

- Отличники, как и троечники, бывают разные. Есть отличники, которые обладают генетическими задатками, разнообразными талантами, творческим подходом к решению проблем. Эти дети, если родители поведут себя правильно, смогут добиться больших успехов. Из них могут получиться классные менеджеры-исполнители или директора.

А есть отличники, которые «зубрят» и работают «на оценку». Они привыкли быть на высоте, и во всех случаях ориентируются на оценку учителя. Но общественная оценка кардинально отличается от учительского мнения. И может наступить в жизни момент, когда неприглядный сосед по парте добьется больших результатов. Для отличника это станет колоссальной травмой. Как это, ведь это ему говорили, что он самый лучший, а получилось по-другому.

Что касается троечников, то они добиваются хороших результатов в жизни, потому что свободно проявляют свое творчество и не боятся совершать ошибки.

Однако троечник может так и остаться троечником, если не найдет свое жизненное призвание.

По теме

Знаменитые неуспевающие:

Поэт Осип Мандельштам. Знакомые назвали его «ходячей энциклопедией», за поистине глубокие знания. Однако это не мешало Мандельштаму проваливать один за другим экзамены. Что послужило причиной — рассеянность или равнодушие к урокам — выяснят эксперты.

Писатель Николай Гоголь. Автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки» исправно получал двойки за то, что не умел... писать сочинения. Не был силен Гоголь и в литературе — выше «трояка» учителя не ставили.

Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн. Это сейчас каждый пятиклассник без запинки расскажет таблицу умножения. А Эйнштейн не смог осилить «цифирки» до самой смерти.

Бизнесмен Ринат Ахметов. По признанию миллиардера, в школе он уважал только спортивные занятия. А учителя отмечали еще фотографическую память Рината. Сейчас Ахметов — самый богатый человек Украины, владелец нескольких успешных бизнес-проектов.

По материалам h.ua