Травля в школе: что делать?



Травля в школе: что делать?

Затюканный ребенок не сможет отразить нападки более развитых детей, а дети, как известно, могут быть очень жестоки.

В основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать, а я — нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и, естественно, разного пола (я мальчик — я сильнее).

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это — очень сложный момент. О достатке семьи, в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: 'А я привез себе ручку из Парижа', а у соседа ручка за 2 гривны... И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы! Я как представитель дошкольного образования могу сказать, что дети с пяти лет осознают социальное расслоение.

Второй показатель расслоения — это питание. Медики настаивают на практически стопроцентном питании детей в школах, что связано с желудочно-кишечными заболеваниями. А что получается: ребенок, воспитывающийся в состоятельной семье, привыкает к изыскам, к ресторанам и проч.

Восприятие ребенком социального расслоения зависит от позиции родителя. Родителям состоятельным, во-первых, нужно понимать, что ничто не вечно под луной. И можно привести в пример кризис 98-го года, когда дети из элитных школ из-за финансовых проблем родителей переходили в обычные школы. Были тяжелейшие нервные срывы у детей! И состоятельный родитель должен бы ребенку объяснить, что все эти 'дорогие предметы не делают тебя лучше, и это не то, чем надо похваляться, и вообще, все может измениться в любой момент.

Следующая проблема: разный пол. Она очень широко обсуждается, и это связано с признанием того, что девочки и мальчики с рождения развиваются по-разному. До 10–11 лет девочки всегда превышают по развитию мальчиков и в начальной школе заведомо лучше учатся. Требовать от мальчика, чтобы он показывал невероятные успехи в начальных классах — не стоит. Но ведь мы знаем: все отличницы девочки, но все великие ученые — мальчики. Их время придет к подростковому возрасту и будет длиться почти всю жизнь.

Что касается отстающих детей, которые не умеют читать или писать, то в моей практике не было такого, чтобы дети в школе этому не научились. Другое дело, что любому ребенку нужна поддержка родителей! Не читать морали за неудачи, а помогать! Очень большая разница! И еще раз повторю: затюканный ребенок не сможет противостоять нападкам более развитых детей. Поберегите своего ребенка, защитите его от конфликтов.

Это родители должны увидеть грань, после которой ребенок просто будет бояться ходить в школу. И вот до наступления этой грани нужно подойти к педагогу или другому родителю и объявить о проблеме, и потом ее решать совместно. А если ребенок ничего не рассказывает, и родители сталкиваются уже с последствием тяжелого конфликта, то тогда придется выяснять суть, восстанавливать 'историю конфликта', но это уже сложно. Так вот, еще раз подчеркнем: для того, чтобы успеть вовремя вмешаться, родитель должен знать о том, что происходит у ребенка в школе. Помогите ребенку быть с вами откровенным.

По материалам obozrevatel.com