Как выбрать игрушку для ребенка?



Как выбрать игрушку для ребенка?

Понимаем ли мы наших детей? Их внутренний мир? Ведь он реально существует, и дети отражают его в игре. Игра — та деятельность детей, которая существовала во все времена и у всех народов. Дети играют с удовольствием, с радостью, отнюдь не «теряя время», как мы иной раз думаем. Ребенок, играя, познает мир, используя свои впечатления и обобщая жизненный опыт. В игре он общается со сверстниками и взрослыми. Игра развивает речь, внимание, память, воображение, творчество.

Чтобы игра состоялась, у ребенка должен быть свой уголок для игр и игрушек, которые соответствовали бы его возрасту, индивидуальным особенностям, интересам и характеру.

Как часто мы, взрослые, ориентируемся в вопросе выбора игрушки только лишь на размер («чем больше, тем лучше»), на форму и цвет («поярче»). Но кто из нас задумывался, а что будет делать трехлетний малыш с конструктором, рассчитанным на школьника, и зачем подростку большой плюшевый медведь? Как не ошибиться в огромном выборе?

Игра имеет свои закономерности развития, которые непосредственно связаны с закономерностями и особенностями физического, психического и речевого развития ребенка. У совсем маленького ребенка в ходе эмоционального общения с матерью возникает потребность в предмете: яркой крупной игрушке. Мама улыбается, ребенок тянет ручки к лицу матери, появившаяся в этот момент игрушка сама по себе ребенку не интересна, только в руках у мамы она вызывает интерес.

Но вот игрушка попадает в ручки ребенка и ребенок превращается в исследователя: схватить, рассмотреть, ощупать, попробовать на вкус, услышать... Какая она — игрушка для ребенка 5 — 9-ти месяцев? Ее можно схватить! Она яркая, рельефная, издает звук: подвесные кольца, шарики, погремушки. А с 9-ти месяцев интересны уже не только особенности, но и свойства игрушки: подтолкнуть к краю манежа и ...упала! Подтянуть к себе и опять столкнуть! Что-то гремит внутри... А мячик то — покатился и ... не гремит!

К 1 году ребенка нужны мячи, погремушки, которые удобно хватать, яркие, с рельефной поверхностью, игрушки-каталки, матрешки, игрушки-вкладыши, коробки с крышками, пирамидки. К 1-му году ребенок начал ходить и пользоваться первыми словами. Игры усложнились, появилась необходимость в приобретении новых игрушек: кукол, животных, наборов крупной кукольной посуды и мебели, мячей, тележек, больших машин, крупных кубиков. Открытия, которые делает ребенок, приводят его к мысли о необходимости и полезности: в коляске катают куклу, а в ванночке ее купают; на машине можно катать зайчика, а можно возить песок на «стройку».

К 3-м годам у ребенка в игре появляется бытовой сюжет: кормление, купание, одевание кукол. Ребенок может взять на себя определенную роль, воспроизводя действия и отношения взрослых, поэтому к уже имеющимся игрушкам добавляются наборы для купания, для стирки и глажения, для игры в «доктора», «повара», «магазин». Куклы, мишки, зайцы и другие мягкие игрушки должны быть трех размеров — большие, средние и маленькие. Дети много фантазируют, воображение ищет опоры, игрушка становится опорой в их деятельности.

К 5-ти годам дети самостоятельно могут планировать игры, представлять линию развития, отбирать необходимые игрушки. Игрушка усиливает интерес к игре, расширяет ее содержание. Старшим дошкольникам нужны игрушки, позволяющие развивать их творчество: куклы для кукольного театра, используемые в играх-инсценировках, наборы для игр в «школу», «стройку», «полет на луну» и т.п.; конструкторы, игры-головоломки, электронные игрушки, детские компьютерные развивающие программы и т.д. Безусловно, надо покупать ребенку игрушки, доступные его возрасту, но с расчетом «чуть-чуть вперед», иначе мы не достигнем того развивающего эффекта, которого так ждем от новой игрушки!

По материалам eventportal.com.ua