Путешествие в сказку вместе с ребенком



Путешествие в сказку вместе с ребенком

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — потешками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь.

С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра.

Когда папа, мама или няня садится читать ребенку сказки, то между ними создается особая атмосфера доверия и проникновенности. Устная сказка — наилучшее средство для успокоения, для развития памяти и воображения ребёнка.

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность, и няня как раз в этом самый первый помощник. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое можно использовать. Никакие знания не должны опережать нравственного развития ребенка!

При выборе детской сказки  необходимо учитывать обенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна.

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами.

В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок».

Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями или няней по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Няне и родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Рекомендуемые сказки для детей (советы для родителей и нянь):

Для детей от 0 до 2 лет:

1. Любые книги с «правильными» иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
2. Серия «Моя первая книжка»:
«Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
3. Серия «Мишутка»:
«Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»
С. Козлов. «Я на солнышке лежу».
4. Серия «Уроки малышам»:»Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
5. Серия «Топотушки»:
Р. Сеф. «Кто на кого похож»
6. Серия «Для самых маленьких»:
«Сказки в стихах» ( А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский,
Э. Успенский, И. Токмакова);
7. «Репка». Русская народная сказка в обработке А. Толстого, «Снегурочка и лиса» Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
8. «Теремок».
9. В.А. Степанов. «Как живете? Что жуете?» Б.Заходер. «Песенки Винни-Пуха».

Для детей от 2-х до 4-х лет:

- " Золотая книга для детей" «Репка». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- «Колобок». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
- «Петушек и бобовое зернышко». Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
- С. Маршак. «Детки в клетке», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- В. Сутеев. «Цыпленок и утенок “; «Под грибом»;
- Л.Толстой «Три Медведя», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- С. Михалков .»Упрямый лягушонок», рис. В. Сутеева;
- С. Михалков. «Мой щенок», рис. В. Сутеева;
- С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
- С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- К. Чуковский. «Телефон», рис. В.Канашевича;
- «Гуси-Лебеди». Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
- К. Чуковский. «Муха-цокотуха», рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. «Тараканище», рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. «Крокодил», рис. В. Сутеев;
- В. Сутеев. «Дядя Миша», рис. В. Сутеев;
- Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», рис. Г. Бедарева;
- А.С. Пушкин. «Лукоморье»;
- И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
- В.Н. Косыгина. «Тру-ля-ля», Артикуляционная гимнастика,
- С. Маршак. «Веселый счет»;

Для детей от 3-х до 6 лет:

К вышеперечисленным произведениям прибавляются:

1.”Красная Шапочка», пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
2.”Три поросенка», пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
3.”Кот в сапогах» пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
4. «Золушка», перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
5.”Спящая Красавица», пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
6.”Оловянный солдатик», пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
7.”Русалочка», перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
8.”Огниво», пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.

По материалам www.4kids.com.ua